МБДОУ «Березовский детский сад №2»

662521, Российская Федерация, Красноярский край, Березовский район, пгт Березовка, ул. Солнечная, 4
Поиск
Close this search box.

Советы психолога

Как разговаривать с детьми о трагических событиях?
Как разговаривать с детьми о трагических событиях? Рекомендации родителям, как рассказывать ребёнку о трагических событиях, а в каких случаях этого не стоит делать вовсе! Сказать или промолчать? Разговор о трагических событиях не относится к разряду «обязательных» для всех детей. Если произошедшая трагедия не касается вас (вашей семьи) лично и вокруг вас все относительно мирно и спокойно, а ребенку неоткуда о ней узнать, то возможно, у вас нет нужды объяснять ее прямо сейчас. Но следует иметь ввиду, что момент, когда нужно будет поговорить на эту тему рано или поздно наступит. Ребенок может что-то услышать от других детей или взрослых, увидеть по телевизору или в интернете, не понимая общей картины, а любая информация о чем-то угрожающем, в глазах ребенка выглядит жутко и пугающе и он может сделать неверные выводы. Поэтому, чтобы снизить риск психологической травмы и дать выход тревоге, о трагическом событии лучше все же поговорить. Если трагедия произошла рядом (в вашей семье, с родственниками, со знакомыми) и ребенок об этом услышал, или стал ее свидетелем, то говорить с ребенком нужно. Прежде, чем начать разговор, постарайтесь выявить, насколько ребенок осведомлен тем или иным событием, задайте ему несколько наводящих вопросов:  Слышал/а ли ты что-то о…?  Что ты и твои друзья думаете о том, что происходит в …?  Ты случайно не в курсе, что произошло в …?  Ты знаешь, что такое …?  А вот мы с тобой смотрели фильм про…, что ты думаешь о…? Из ответов попробуйте составить общую картину представлений ребенка о трагической тематике:  Что ребёнок действительно знает?  Думает, что знает, но на самом деле не знает или понимает неправильно?  Какие у него/нее есть вопросы, неясности и тревоги? Если по ответам ребенка понятно, что он ничего не знает и данная тема его явно не беспокоит, то разговор можно отложить на время. Если ваши вопросы вызвали у ребенка любопытство, пообещайте дать объяснения потом, или скажите, что просто хотели уточнить, так как ничего не знаете сами. Если же в ответах явно есть какое-то напряжение, или вы слышите разные фантастические версии и объяснения, почерпнутые непонятно откуда, то это подходящий момент, чтобы аккуратно внести ясность. Не волнуйтесь, вы не напугаете ребёнка – скорее наоборот, запретная тема, которую нужно обходить молчанием, вызовет у ребенка гораздо больше тревоги. Поэтому, любые разговоры в этой ситуации, будут лучше, чем их отсутствие. Главные правила такого разговора?  Не скрывайте от ребенка свою реакцию и факты, ваша задача показать ему, что он может с этим справляться, возможно не очень хорошо, но – сможет.  Ваше горе, грусть, тревога, слезы – адекватные реакции и все это вы можете показать ребенку. Так вы можете дать ребенку образец эмпатии и самоподдержки.  Если трагедия произошла далеко, то поясните ребенку, что он живет вне опасной зоны и прямо сейчас не находится в опасности.  Объясните ребенку, что большие беды (трагедии) случаются редко и у вас (вашей семьи) очень маленькие шансы столкнуться с чем то подобным. Это важно проговаривать, так как сами дети могут подолгу бояться, например того, что произойдет пожар дома или в саду (или другого события).  Воспользуйтесь глобусом или картой, чтобы сразу найти на ней место, где все это произошло (заодно ребёнок еще раз увидит, что это достаточно далеко от вас). В качестве других подручных материалов подходят средства первой помощи (показать, поиграть), противогаз (если есть) и другие. Если у вас дома есть оружие, не стоит использовать его как подручное средство. Только – безопасные предметы.  Если вы видите или чувствуете, что ребёнку некомфортно обсуждать эти темы, временно сворачивайте на смежные – на обсуждение правил противопожарной безопасности или безопасного поведения на воде (на дороге, на льду и т.д.), на игры в эвакуацию, в пожарных, на рисование и т.д.  Этот разговор может получиться сильно растянутым во времени. Ребёнок может долго-долго обрабатывать информацию, а потом задать все новые и новые вопросы, в любое (обычно очень неподходящее) время. Это нормально, и если вам не хочется объяснять всё это в данный момент, пообещайте вернуться к теме чуть позже и обязательно сдержите обещание.  Не надо сразу рассказывать всё, что знаете, отвечайте на вопросы ребёнка.  Адаптируйте свои ответы в зависимости от вопросов, и давайте возможность прояснять и уточнять. Если в вопросе ребёнка содержится явное искажение фактов, сначала мягко скорректируйте его. Если это прямой вопрос «Что такое…?», то ответ должен быть точным, кратким и по возможности безэмоциональным. Если у вас есть подозрения, что вопрос задан не просто так, и под ним есть ещё какой-то вопрос или чувство, сначала уточните контекст.  Не стоит говорить ребенку, что его вопросы глупые, нелогичные или неважные. Почему важно рассказывать о тяжёлых событиях? Цель разговора – информировать детей, помочь им справиться со страхами, непонятными моментами и вопросами, которые у них уже появились. Иногда страхи искажаются, например ребенок начинает проецировать страх на безопасные (на данный момент) объекты, чтобы этого не происходило, стоит уделять время для их прояснения. Так же такие разговоры несут и образовательную нагрузку: через разговор о трагичной ситуации можно объяснить ребенку правила поведения в таких ситуациях, чтобы понимали варианты действий на всех доступных ему уровнях; чтобы знал о разного рода проблемах, с которыми может столкнуться и т.д. Какие подробности уместны? Точного ответа на этот вопрос нет, всё зависит от вас и ребёнка, от ваших ценностей и вашей точки зрения на всю эту тему в целом, от реакции ребёнка на разговор и пр. Какие-то дети заинтересуются, например, темой пожаротушения и с удовольствием послушают всё, что вы скажете, а потом еще и сами погуглят и вам расскажут. Кто-то из детей останется к этому совершенно равнодушен. Некоторым будет страшно и некомфортно разговаривать вообще про всё подряд, и вам придется дать им буквально самый минимум информации. В конце концов, лично вы тоже имеете право решать, что адекватно рассказывать ребёнку, а что нет – и будете правы, потому что вы лучше знаете своего ребёнка. В целом, не надо знакомить детей со страшными подробностями – кого и где заперли, как именно кто погиб, кто и куда ушёл и кого оставил, сколько человек прыгали из окон и пр. Это и взрослые-то не все в состоянии обработать без травматизации, а дети – тем более. Также не стоит пытаться объяснять политические проблемы в стране со взрослой точки зрения, и давать информацию, которую они никак не могут использовать, и которая им непонятна. У ребёнка может быть довольно сильная эмоциональная реакция на ваши ответы – например, он может выражать свою злость, может расстроиться из-за того, что люди умирают, может размышлять о сложных этических проблемах массовых трагедий. Это нормально. Мы все сильно реагируем на темы, связанные со смертью и страданием, особенно, когда речь о десятках и сотнях людей, среди которых есть дети. И наши дети делают то же самое в соответствии с возрастом и уровнем их эмоционального развития. Не нужно делать ничего специального, если вы видите яркий эмоциональный ответ ребёнка – просто будьте рядом и признавайте, что такие чувства имеют право быть, и вы тоже чувствуете что-то похожее. Что именно рассказывать? «Иногда что-то идёт не так, как должно. Например, в природе всё должно идти хорошо – солнце должно всходить и заходить, море и океан – приливать и отливать, растения должны расти, земля должна быть твёрдой и так далее, но так бывает не всегда. Где-то образуется слишком много воды, или снега, или тепла, и это может быть опасно для людей. Это называется природная катастрофа. Например, когда трясется земля, – это землетрясение. Когда образуется слишком большая волна, – это цунами. Слишком сильный ветер – тайфун или смерч. Слишком много снега, который сползает вниз по горе, – лавина. Часто от природных катастроф погибает или страдает сразу много людей, которые живут рядом с этим местом, потому что они не успевают никуда спрятаться или уехать. Иногда и у самих людей не всё идёт гладко. Обычно есть определенные правила, мы все их соблюдаем, чтобы ничего плохого с нами не случилось. Например, не играем со спичками и с ножами, не стоим на краю обрыва и так далее. Это называется техника безопасности. Такие же правила есть и не только для нас лично, но почти для всего – для домов, для поведения на работе, и для остального. Но эти правила, к сожалению, соблюдаются не всегда. От этого могут тоже случаться катастрофы, но они уже не природные, потому что возникли из-за людей. Например, кто-то что-то где-то забыл опасное выключить, или безопасное включить, или не потушил костёр в лесу, или не проследил, чтобы всё шло по плану на работе. И тогда что-то может загореться, лопнуть, взорваться или протечь, и может пострадать много других людей. Как правило, никто не хочет, чтобы случилась катастрофа, но люди могут что-то забыть, или быть глупыми, или быть пьяными. Иногда даже бывает много глупых людей в одном месте. И тогда катастрофа случается. Когда погибает много людей, это очень несправедливо и тяжело. Когда многим людям тяжело, им обычно легче грустить и горевать вместе. Для этого люди могут делать разные вещи – например, отнести цветы и игрушки на то место, где произошла трагедия, или послать что-то тем, кто пострадал, или как-то показать свое горе другим – привязать черную ленточку или поставить свечку вместо своей фотографии в социальных сетях. Ты тоже можешь что-то сделать, если хочешь. Порой горюют вообще всей страной – для этого объявляется день грусти, он называется национальный траур, и развлечения на это время отменяются». Какой реакции ждать? Важно помнить, что дети будут как-то реагировать на то, что вы им рассказываете. Наиболее распространенные реакции – это: а) ощущение страха, бессилия и горя от количества пострадавших. б) нервное возбуждение, которое иногда может быть похоже даже на восторг. в) злость и гнев на «врагов», «плохих людей». Все эти реакции совершенно нормальны, но нужно отнестись к ним со вниманием. Например, вот так: Страх, бессилие и горе Первым делом скажите, что такие чувства совершенно нормальны, и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Расскажите детям, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было войн, терроризма, преступлений и пожаров. Предложите тоже что-то сделать, чтобы не чувствовать себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире, а еще, чтобы окружающая среда стала более мирной и спокойной, и чтобы люди чувствовали себя лучше. Можно нарисовать картинку про технику безопасности, послать какие-то вещи пострадавшим, если это нужно, проверить работу пожарной сигнализации, придумать какие-то способы эвакуации или сигнализации, не играть со спичками и т.д. Нервное возбуждение от темы трагедии, похожее на восторг и радость Дети, которые реагируют именно так, вовсе не являются поголовно психопатами, нуждающимися в лечении. Всё дело в окружающей среде. Приёмы (в т.ч. язык, видеоряд и пр.) для описания пожаров, войн, терактов и пр., которые используются в фильмах, видеоиграх и СМИ, зачастую представляют все это очень романтично и привлекательно. Поэтому может создаваться ложное впечатление, что это что-то красивое, захватывающее и радостное. И дети, которые еще толком не понимают, как страшно это на самом деле, оказываются втянуты в контекст, где всё выглядит возбуждающе, сильно и драматично. Конечно же, они верят этому, и в силу возраста не думают о том, что это не совсем правда. В связи с этим может показаться, что некоторым детям плевать на страдания и боль, они фокусируются лишь на красивой идее. В итоге, конечно, решать вам: если ребёнок реагирует именно так, вы можете его аккуратно разубедить, давая информацию об обратной стороне трагедий, а можете и не разубеждать, если это соответствует вашим ценностям и планам на воспитание. Злость и гнев на «врагов», «плохих людей», «виновников» Дети, особенно дошкольники, легко заражаются идеей существования «плохих людей» и отмщения им за то, что случилось. Эти чувства тоже нормальны, потому что ребёнок пока не понимает всей сложности события. Он не сможет какое-то время понять, почему в мире всё это продолжается, и ему легче наклеить на участников некий ярлык, который бы всё объяснял. Некоторые дети даже делают тему «ответного удара» и поиска виноватых центральной в своих разговорах, рисунках и играх. Здесь важно быть внимательными к тем чувствам, которые лежат под поверхностной агрессией: это может быть тревога, ощущение беззащитности и несправедливости, горе и переживание ущерба и т.д. Также добавьте к своим пояснениям то, что у способа «око за око, зуб за зуб» и у эскалации агрессии есть определенные последствия, приведите примеры из жизни. Как говорить с ребёнком, который сам пережил беду? А как говорить с ребёнком, который уже вовлечен в тему? Когда его близкие пострадали в пожаре (наводнении, землетрясении, теракте и т.д.)? Возможно, он сам стал свидетелем трагедии? Фокус разговора должен быть не на информирование о трагических событиях, а на поддержку ребёнка, признание его права на горе, стресс и злость. Такие дети могут быть очень агрессивны в какие-то моменты беседы, и важно не допускать никаких своих суждений об их поведении, о событии, не оценивать их и не травмировать еще больше своим мнением. Кроме того, у детей могут возникнуть симптомы посттравматического стрессового расстройства (проблемы со сном и аппетитом, избегание людей, которые напоминают о событии, потеря интереса к жизни, апатия, ухудшение успеваемости, повышение конфликтности и раздражительности) – в этом случае будет нужна помощь специалиста.
метафорическиt ассоциативныt картs
Педагог-психолог нашего детского сада Новикова Дарья Петровна, в рамках районного методического объединения, презентовала свой опыт применения метафорически ассоциативных карт в работе с детьми, родителями и педагогами. Мастер-класс был эмоционален, насыщен и наполнен практическими техниками работы, каждую из которых могли испробовать на себе все желающие.

 

Детские страхи

Психологическая безопасность детей и гармоничное развитие

ХОРОШИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Основные причины, почему ребенок врет.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»…

Дети часто боятся громких, резких звуков, это можно объяснить древним инстинктом самосохранения…

Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей…

Черно-белые картины малышей…

Кризис трех лет и как его преодолеть…

Как пережить еще одну адаптацию, да еще и такую сложную!? Собираться в первый класс нужно заранее…

Адаптация — с чем ее едят и можно ли ее избежать?! Увы, скажу сразу избежать нельзя, а вот облегчить можно…

Если ребенку шесть с половиной, нужно ли отдавать его в школу? Пожалуй, этот вопрос мучает всех родителей, у которых детям в сентябре будет УЖЕ шесть с половиной или ЕЩЕ шесть с половиной лет.

Дата обновления страницы: 04.12.2024

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?